КАК "В СВАРГУ СТУЧАЛИ" И… О "БЕЛЫХ" ШАМАНАХ "У нас, в Югорье (Урал, Западная Сибирь, вся Алтайско-Саянская горно-складчатая область с прилегающими лесостепными равнинными территориями), в Сибирской коренной традиции Мороз - это совершенно конкретный Бог. Морозу подносили подарки, пекли лепёшки, круглые караваи и пироги, а позднее из России пришла традиция - печь ему блины. В конце зимы лепили снежную палицу, фаллическую фигуру (наверное, от неё пошли снеговики). Чем выше и заметнее снежная палица, тем больше шансов, что Мороз её сверху разглядит. Это очень важно, потому что в конце зимы по нашим поверьям "Небо" становится ближе к Земле, и в другое время такое сделать не получится. И если Мороз эту палицу увидит, то следующей зимой снега даст много и холодами лютовать не станет... Мороз самым бедным мог из своего мешка подарков отвалить, а вот самым богатым, но жадным, мог носы отморозить! В общем, суровый, но справедливый. По наступлению весеннего равноденствия (21-22 марта - астрономически обусловлено) празднуется славянская Масленица. Это один из самых ненавидимых христианами наш древний праздник. С ним они таки ничего не смогли поделать, разве что попытались ассимилировать его, и перенесли его по сроку празднования раньше почти на месяц – из-за своего поста... По сути, Масленица и является древне-славянским Новолетием. В Сибири, в частности у нас в Югорье, масленицей она не называлась. У нас, например, в Роду её называли Вёсной (Говорили – «праздновать Вёсну»). По коренной традиции её праздновали примерно неделю. Старики говорили, что в эти дни Небо (Сварга) ближе всего к Земле. И, если выйти в чистое поле в ясный морозный полдень, то можно услышать Звон Сварги. Самое интересное, что ЕГО НА САМОМ ДЕЛЕ СЛЫШНО! Я не раз поражался этому. Может и самовнушение, конечно, но именно в Масленичную неделю в тишине на морозе можно отчётливо услышать отдалённый мелодичный и торжественный звон, как будто мириады маленьких серебряных бубенчиков на колеснице Хорса (Корша - по нашему) гремят, когда он мчится по небу. Вёсну начинали праздновать часто ещё за неделю до 21-22 марта. Пьянствовать, в общем-то, особенно не пьянствовали, это теперь придумывают всякое. Зато объедались действительно не по-детски… Блины в принципе обязательным атрибутом не являлись, но обязательно было печь что угодно круглое: круглые пироги, лепёшки, оладьи, ну и блины тоже. На худой конец прокатит и яичница... Круглая выпечка это традиционное подношение Корше (Хорсу) - нашему Богу солнца. Настоящие хозяйки родовыми рецептами выпечки не делились, а то по поверью - удача из дома уйдёт. А угощать, наоборот, нужно было по возможности всех подряд. Подношения подбрасывались вверх к Сварге. Говорят, бывало, самые ловкие забрасывали в эти дни лепёшки так высоко, что они назад не падали - оставались в Сварге. После таким людям невероятно везло! Звали Вёсну! Ребятня выбегала босиком, полуодетая на снег, и кликали Её, Вёсну. В это время особенно любили кормить птиц – маленьких Стрибожьих служек и внучков, чтобы они рассказали Стрибе о добрых людях, и чтобы тот быстрее бы послал весенние, тёплые ветра. Поэтому все крошки со стола и куски выпечки метались на двор. Ну и сильно же резвились! Били друг дружке морды и, самое главное, обязательно катались со снежных гор на всём подряд - на жопе, лыжах, санях, старых шкурах. А теперь можно и на сноуборде, и на горных лыжах... В Приобье всегда выращивали много льна, и тётки катались - кто дальше уедет, у той, значит, длиннее вырастет лён. Качались на качелях с верёвочными и кожаными петлями. Высшей доблестью было делать «солнышко» на таких качелях, это было настоящим экстримом. Ставили столб, по которому лазили в "Сваргу стучать", чтобы Весна "спустилась". Сварга (Небо) в это время - ближе всего к земле и, якобы, в чистом поле можно даже слышать пение птиц в садах Ирия Небесного, и шум листвы деревьев в Ирийских лесах. Это всё продолжалось до Камова дня (сейчас это 24 марта), когда Сварга открывалась-таки, и тогда по-настоящему встречали Вёсну. Кам - по нашему, медведь (хотя всуе его Камом старались не называть) - почуяв вёсну в этот день (Камов день), начинал беспокоиться и ворочаться у себя в берлоге. В Его день тоже много пекли всего, и если пекли блины, то первый блин обязательно ребятишкам давали отнести… Ему (Хозяину, Каму) за околицу в лес-тайгу. Пословица "Первый блин комом" – позднейшее искажение. А говорили Сибиряки именно "Первый блин - Каму (Кому)!" Вообще, представление о Каме было, что это перевоплотившийся Предок, цель которого - блюсти порядок в тайге. Перечить Каму нельзя именно по этой причине. Встретить медведя в тайге - всегда особое, знаковое событие (видеть во сне - тоже). Это, возможно, предостережение из мира древних Предков о чём-то очень важном! Человек, которого задрал в тайге медведь, считался погибшим не случайно, за какую-либо провинность перед Родом, своим или чужим. Существуют были и легенды о том, как попавшие в отчаянную ситуацию в тайге добрые люди спаслись тем, что попали в берлогу медведя, где Кам не только не причинил им вреда, но и даже помог пережить лютую зиму. Убивший медведя (не важно по какой причине) - человек конченный, он прервал связь со своим древним Родом, лишил себя покровительства Предков. О превращениях в медведя - тоже много рассказывалось. В основном это касалось шаманских практик и ритуалов. Шаманизм считают азиатской традицией, однако его корни уходят в древнейшую историю белых народов Севера. Выражение "Белый шаман" не означает, что этот шаман есть приверженец "белых" (светлых) сил, а означает что это именно БЕЛЫЙ человек европеоидного типа. Кстати, много общего было в ритуалах сибирских шаманов с традициями берсерков. Азиатские народности, с древнейших времён соседствовавшие с нами в сибирских землях, переняли эту традицию, разумеется, сильно изменив и её содержание, (передаваемое у нас изустно, чтобы не допустить искажений), и большинство обрядов. А процесс ассимиляции коренного белого населения с азиатским - и завершил это культурное растворение. И теперь при слове ШАМАН обывателю представляется исключительно какой-нибудь тунгус или якут в звериной шкуре и с бубном, пляшущий у костра… Так вот, само название "камлание" происходит от нашего слова Кам (медведь). А сам процесс камлания - изначально и есть перевоплощение в медведя, в Великого Кама, чей дух подсказывает в случае крайней необходимости, как поступить мирскому человеку." ИНДЕРЬ БЕЛОГОР, из Рода староверов Западной Сибири

Теги других блогов: Масленица Югорье Мороз